Previous Entry Share
немного про нейропсихологическую диагностику (снаружи)
тетради. школа. вверх ногами
nekakprivikli
Я давно очень хотела понять получше, чем занимаются нейропсихологи и как они работают с трудностями детей в обучении. И вот наконец начала немного понимать.

Сегодня смотрела, как Катя проводила нейро-психологическую диагностику. Смотрела, что там у Мишки с его познавательными способностями и межполушарными связями. Так удивительно видеть, какие задания вызывают трудности у ребёнка! Например, Мишка сходу почти запомнил на слух 9 слов (я, по-моему, запомнила меньше), не ошибся ни в одном логическом задании, считал с одной картинки запросто всю эмоциональную информацию (мальчик разбил чашку и свалил вину на девочку, и мама теперь ругает её, а мальчик с тарелкой в руке прячется за углом и посмеивается над сестрой, - я так это всё не смогла быстро увидеть!), но не смог вслепую сложить пальцы так, как показала Катя. Причём, выполняя это простое задание, он начал зевать, ёрзать на стуле, сутулиться, было видно, как его это утомляло, хотя казалось бы!
Оказывается, если он видит свою руку, он, используя зрительную информацию, справляется с заданием, а не видя кисть, он почти не представляет себе её и с трудом ею управляет.
Потом перечёркнутая картинка: чайник он настойчиво называл утюгом, а лопату книгой. Формирование зрительного образа букв тоже ещё требует целенаправленной работы и помощи (хотя опять-таки, казалось бы: буквы Мишка узнавал с трёх лет, но, видимо, ему как раз не хватило ощупываний, тактильного восприятия и работы с пространством и элементами букв - Катя сказала, какие задания нужно поделать, чтобы справиться с этим). Ведь и правда с чтением у Мишки трудности.

Мне вообще очень понравилось. Принцип этого исследования, как я поняла, такой: наши познавательные способности состоят из нескольких секторов: тут и внимание (разные виды), и восприятие (тоже разное), и память (зрительная, слухо-речевая, двигательная и т.д.), способности к саморегуляции, к целенаправленному управлению вниманием, энергия на все это и т.п. И вот во время диагностики выявляются слабые и сильные стороны ребенка, выявляются причины трудностей: это могут быть проблемы со слухом, с фонематическим восприятием, с логикой, с недостатком сил просто-напросто, проблемы памяти или внимания и т.п. Такая диагностика позволяет найти именно тот элемент, работая над которым, можно наиболее быстро и эффективно помочь ребенку справиться с трудностями (и все способы работы и материалы у специалистов есть). Катя сказала, что такую диагностику лучше всего проводить за год перед школой, чтобы было время спокойно потренировать, прокачать слабые "мышцы", устранить то, что может при обучении вызвать трудности. Тем более, работа с этими трудностями проходит на уровне тела. Вот Мишке надо тренировать умение вслепую понять до какого пальца на руке я дотрагиваюсь, или поучиться выделять в заштрихованной или зачеркнутой картинке зрительные образы, или находить среди разных неправильно написанных букв - правильные, дорисовывать недорисованные элементы букв. Все это ему поможет лучше держать внимание, уберёт трудности при чтении и усталость от этого процесса. С кем-то надо проводить специальные нейропсихологические упражнения, активизирующие нужные зоны мозга, кому-то просто порекомендуют определенные виды спорта - то есть это не школа и не программа, а то, что к этой школе готовит, укрепляя исподволь те способности, без которых в учёбе не обойтись.
И, конечно, учителю очень полезно знать такие вещи, чтобы видеть конкретные трудности каждого ребёнка и заниматься более продуктивно. Я могу, например, заставлять Мишку читать по абзацу каждый день, преодолевая его усталость и сопротивление и выматывая его, могу требовать и ругать и заставлять делать то, что ему сейчас почти неподъёмно, а могу подавать конкретные упражнения, направленные на преодоление его трудностей, и тем самым добиться того, что читать ему станет значительно проще и сопротивление уменьшится. Главное понять, в чём трудность и поработать с этим целенаправленно.

  • 1

Ой, а дайте, пож, контакты волшебной Кати. Моему среднему как раз год до школы остался. Надо бы продиагностировать. А школьников она диагностирует?
Благодарю.


Вы в Москве?
Екатерина: 9265575627, у нее спросите сами.
А ещё диагностику делают очень хорошие специалисты в клинике Мental Health Center Палиха 13/1 стр 2. Тел клиники 495 108 04 63
там записаться к логопеду, но смотрят два разных специалиста и выдают очень подробный маршрутный лист: с чем проблемы, если есть, куда идти, что делать.

Да, в Москве. Спасибо большое.

  • 1
?

Log in