Previous Entry Share Next Entry
Из черновиков
тетради. школа. вверх ногами
nekakprivikli
Вчера Саша из старшей группы помогала проводить Словесность у младших. И мы сначала, закрыв глаза и слушая звуки, представляли себя в разных местах: каждый слышал своё, а потом придумывали, какие характеры бывают у звуков. Например, "Ш" оказался вредной старушкой, которая любит ставить чайник (шшш), живёт в лесу (шшш) на берегу моря (шшш) со своей змеёй (шшш), и не любит шума: всем приходящим к ней гостям она говорит: "Шшшшшш!"(дети придумывали). Для мальчишек "Р" оказался молодым парнем, который любит кататься на мотоцикле или на машине, любит громкую музыку и строит роботов, а Саша предположила, что это женщина - укротительница тигров. Рисовали их территории, и границы между ними, искали, какие ещё звуки могут с ними ужиться.
А потом спасали звуки из слов. Например, в слове "тигр" один тихий звук, и он очень страдает от двух других, которые всё время чем-то гремят. Вот мы их и расселяли. Одних к "Р", а других - к "Ш". А в слове "стол" двое на одного постоянно шикают и ворчат: "Не кричи!" И оттуда расселяли их к "Ш" и к "Р". А кто-то войска каждому собирал. Крепости рисовал. Ну и стихотворения послушали и попробовали услышать в них жужжание осы, шорох камыша, вой ветра. А потом Саша играла с мальчишками в светофор, только вместо цветов в одежде нужно было искать звуки в своём имени. По-моему, многое из этого я помню из Эльконина.
Это не столько история про глухие и звонкие (хотя и про них тоже), сколько про звукоподражания и про восприятие слова как протяженного.
Дети воспринимают слово сначала целиком и одномоментно, не вычленяют из него части. А чтобы писать и читать, нужно представлять слово протяженным во времени (звучание) и пространстве (написание), нужно осознать, что слово - это последовательность элементов. И когда мы так играем со звуками, оживляем их, находим в словах, устанавливаем между ними какие-то отношения, это здорово помогает вычленять их в потоке речи и осваивать механизм письма и чтения. Для этого полезно и скандировать слова, произносить их по слогам, отхлопывать слоги (то же членение во времени, осознание слова как последовательности, а не одномоментности, это сразу помогает начинать писать тем, у кого не получалось), начинать говорить слово, а последний слог давать отгадывать, писать под диктовку детей, когда они говорят слова по слогам и т.п. Игра в рифмы (кто больше рифм подберет к слову, или по очереди называть, кто последний - выиграл), выучивание простых детских стихотворений - это всё тоже работа с правописанием и чтением.
А те, кто уже хорошо читает, развивали умение слышать в стихотворениях звукоподражания, понимать настроения, которые передаются звуками, обогащали палитру эмоций.
Материалы к самостоятельным таким занятиям (стихотворения и комментарии к ним, рассказы о том, как с ними работать) можно найти в замечательной книжке Вадима Левина и Ренаты Мухи "Между нами".

Ещё про глухие/звонкие. Смотрели с маленькими речевой аппарат: набирали в лёгкие воздух, смотрели, как расширяется и "сдувается" грудная клетка при вдохе-выдохе, пытались произносить звуки, не разжимая рта, или не закрывая рот (например, к, х, ш, ж так можно произнести, а вот б, п и м - точно не получится), смотрели, куда врезается воздух при произношении согласных (в зубы (з,с), губы (м,п), застревает между языком и нёбом (к)), какой звук невозможно произнести, когда у тебя насморк (н превращается в д, а м в п без носа). Мы вообще-то искали такой орган без которого не может получиться произнести ни одного звука. Дети предлагали язык: мы искали звуки, которые можно произнести без языка, голос, связки - искали звуки без голоса и т.п. Обнаружили лёгкие, конечно. Основная двигательная сила звуков речи - воздух. 
Ещё здорово с ними пошло про связки, про глухие и звонкие: рассказала, что в горле у нас живет маленький хорошенький но очень пугливый кто-то. Когда мы произносим одни звуки (тихие, глухие) - он может спокойно спать, но когда мы произносим громкие, звонкие, он весь дрожит - боится. Можно двумя пальчиками дотронуться до шеи спереди и произносить разные звуки (то глухие, то звонкие) и вы услышите, что и правда там иногда кто-то дрожит, а иногда нет. Только надо помнить, что глухие надо произносить без гласных (если произносите кэ, то дрожать связки будут от звука э). Дети загорелись, пробовали все звуки, собирали, проверяли, выписывали. Маленьким вообще отлично давать такое, что связано с их телом, к наблюдениями за собой, им это очень важно и интересно и они так развтвают рефлексию.
Ну и совсем чуть-чуть теории. Гласные звуки отличаются от согласных при произношении не тем, что их можно тянуть (согласный м тоже прекрасно тянется), а тем, что при их произнесении воздух во рту не встречает препятствий. Мы только меняем форму рта-резонатора. Согласные же образуются с помощью шума (воздух трется о зубы, губы, нёбо, язык, образуя шуршание: с детьми здорово закрыть глаза и поделать из глухих звуков шум прилива, ручья, леса, ветра, просто перебирая глухие звуки), воздух во рту встречает препятствие. К звонким добавляется еще и работа связок.
И еще такая фишка. Её многие знают, конечно. Если парные звонкие (б, в, г, д, ж, з) сказать шёпотом, получатся их пары (п, ф, к, т, ш,с).

  • 1
> они так развтвают рефлексию

Да, это самое интересное в упражнениях.

> согласный м тоже прекрасно тянется

И поэтому такие гласные называют сонантами.

В последней фразе:
> Если парные глухие

Наверное, имеются в виду звонкие (а получаются глухие парные)?

Да, спасибо, звонкие, конечно. Сейчас исправлю.

А вы гласные имеете в виду в предложении "такие гласные называются сонантами"?

Edited at 2017-09-16 01:40 pm (UTC)

речь о согласных, конечно )) Невнимателен был.

а кстати, про рифмы - знаете игру "пакля-рвакля"?

Нет, не знала. Спасибо. Посмотрю обязательно. А вы в неё играете? Хорошо?
Игры в рифмы, как выясняется, очень актуальная вещь. Многие дети их не слышат вообще и не чувствуют. Хотя учатся очень быстро, если начать сними этим заниматься.
Мы в "Гранате" по утрам маленькую разминку делаем типа зарядки и там предлагаем упражнения всякими бессмысленными рифмовками, типа "В чаще слышен волчий вой - Покрути-ка головой", "По реке плывёт баркас - Отжимайся восемь раз", "Пять слонов собрались в лес - Восемь раз качайте пресс" Ну и так далее. Ждём, когда дети свои версии начнут предлагать. Всё-таки мало читать и слушать стихотворения, надо в них играть и их сочинять ещё обязательно хоть по чуть-чуть.

мы активно играем в "паклю-рваклю", да.
и есть пятилетки, которые легко ищут рифмы, а есть 2-3 класс, которые не могут найти ни одной.

там очень симпатичные карточки, на каждой по 4 картинки,
и надо искать пары, которые рифмуются - на 2 разных карточках.
Я детям объясняю, что оду и ту же картинку можно использовать по-разному:
можно сказать "рама - панама", а можно сказать "картина - малина".

и там много слов с похожими рифмами, ватрушка, лягушка, игрушка, погремушка,
сирень, олень, пень, тень
краска, каска, маска - но надо просматривать сразу много карточек - многим детям это сложно

Купила, поиграли, и правда отлично! Спасибо!

да, мы тоже играем второй год - и не надоело.

а "Пробуквы" знаете?
а похожую, но более сложную - Буквенные шахматы (ВЛеКСеМы)

Не знаю! Сейчас буду узнавать!
Мы играли в бродилку по алфавиту. Рисуем алфавит, ставим фишки на А, получаем карточки с буквами А, бросаем кубик, переставляем фишки, берем карточку с той буквой, на которую попали, пытаемся составить слово, за каждое набираем очки.

Пробуквы нашла, а Буквенные шахматы не находятся пока.

ВЛеКСеМы еще у нас не издавались, я играла с автором игры в прототип,
и с тех пор со всеми играю в нее при каждом удобном случае,
можно поискать по слову "ВЛеКСеМы" - должно найтись по идее

Спасибо большое за советы! Они прям в точку! Поищу!

Какой полезный у вас журнал. Надеюсь, вы будете писать сюда почаще.

Спасибо. Я тоже надеюсь. Но не всегда получается. Хотя есть что, да.

Edited at 2017-09-23 10:20 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account